Високосные годы     Личности     События     Творчество     Интересный мир
Кто родился 29 февраля     Календари     29 февраля 2012 года    

СобытияСудебник КазимираЧетвёртое путешествие Христофора КолумбаСалемские ведьмы: охота на «дочерей дьявола»Деятельность Петра I: постройка военно-морского флота в ВоронежеОснование города БийскаНевидимые пружины русско-турецкой войны 1853-1856 гг.Сент-Готтардский тоннель: история строительстваДело ХиллмонСоглашение об охоте в Беринговом море, или «Дело о морских котиках»Строительство Панамского канала: как мечта превратилась в реальностьМиноносцы «Стерегущий» и «Решительный»Орловский каторжный централ - рождённый революциейБалканский вопрос: кризис 1912-1913 годов
2000  2004  2008  2012
1900
1904
1908
1912
1916
1920
1924

1928
1932
1936
1940
1944
1948

1952
1956
1960
1964
1968
1972

1976
1980
1984
1988
1992
1996
1812
1816
1828
1832
1856
1860
1880
1888
1892
1896
1708  1784  1792

1692  1504  1468

992

29 февраля 1968 года недалеко от Братска разбился разбивается самолет "Аэрофлота" ИЛ-18Д.

Деятельность Петра I: постройка военно-морского флота в Воронеже

Пётр Великий, выдающийся русский царь-реформатор, уделял много внимания борьбе за свободный выход России к морю на юге. В конце XVII столетия окрепшее Российское государство вело войну с Турцией и Крымским ханством за исконно-русские причерноморские территории. Русская армия не только обороняла страну от постоянных набегов крымских татар, но и много раз организовывала походы в южную степь, доходя до Крыма, до турецкой крепости Азов.

Петр I Великий

Петр I Великий

Первый поход на Азов

Предпринятый Петром I в 1695 году поход тридцатитысячной армии к Азову завершился полным провалом. Осада Азовской крепости и её штурм не принесли успеха и привели к значительным потерям. Полная блокада Азова была невозможна без русского флота. Вражеские суда без всяких препятствий плавали в Азовском море и снабжали турецких солдат провиантом, оружием и боеприпасами.

Пётр прекрасно понимал, что главной причиной поражения является отсутствие сильного военного флота, который бы смог под единым командованием и при тесном взаимодействии с армией изолировать причерноморскую крепость со стороны моря и помешать доставке осаждённому врагу продовольствия и подкрепления. Осада Азова была прекращена. Царь вернулся в Москву с намерением следующей весной повторить поход на крепость в устье Дона от города Воронежа, но сначала построить там за несколько месяцев военную флотилию.


Колыбель российского флота

Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес;
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих, недалеко была липецкая железная руда;
— в-четвёртых, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.

Пётр Великий прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года с тем, чтобы лично руководить строительством военных кораблей. К его приезду в срочном порядке был приготовлен двор воронежского подьячего Игната Моторина, расположенного поблизости от корабельной верфи. Первое жильё царя в городе называлось «Государев шатёр», который стал главным органом военного кораблестроения и одновременно служил походной канцелярией правителя.

Руководство строительством

Русский флот

Работы по постройке судов велись на Воронежской верфи. Главнокомандующим был назначен приехавший в город в марте воевода Алексей Шеин. Фактически же всё руководство осуществлялось самим Петром. Он лично занимался строительством кораблей, работал над их оснащением и формированием экипажей. Приезд царя в Воронеж значительно ускорил темп кораблестроительных работ. Государь постоянно писал в Москву письма с поручениями своим соратникам и помощникам: генералу Францу Лефорту, Фёдору Ромодановскому и Тихону Стрешневу, Льву Нарышкину, Андрею Кревету, дьяку Андрею Виниусу. Везде речь велась о строительстве судов, о корабельных мастерах, о заготовке материалов, о матросах. Пётр I требовал скорейшей доставки на воронежскую судоверфь разобранных галер, прибытия голландского инженера Мейера, быстрой поставки особых ясеневых брёвен из тульских лесов, ускорения поездки в Воронеж архангельских матросов. Помощники незамедлительно выполняли все поручения царя.

По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов.

Итоги деятельности Петра

Торжественный спуск Принципиума на воду

Торжественный спуск "Принципиума" на воду

Активная деятельность молодого Петра уже к середине марта принесла свои плоды. В город с помощью саней доставлялись части разобранных галер, быстрыми темпами шла их сборка и спуск на воду. Помимо этого, дополнительно были приглашены из Австрии специалисты-инженеры. Второго апреля 1696 года были построены первые корабли — галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота.

Галеры спускались на воду одна за другой, велась постройка двух больших кораблей. 26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр». Однако корабль, как оказалось, не был готов полностью, и достраивали его уже в пути на Азов. Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу было построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов. Первый раз за всю историю города такое внушительное количество судов ушло вниз по течению.

Второй поход на Азов

Второй поход на Азов

Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек. В конце апреля из города Воронежа на Азовскую крепость вышли русские войска под командованием воеводы Шеина, а через несколько дней — галерная флотилия, которой руководил сам царь Пётр I. Будучи командиром галеры «Принципиум», государь совершил плавание с флотилией, возглавляемой адмиралом Лефортом, принимал активное участие в осаде вражеской турецкой крепости. После взятия Азова государь вышел в море на гребных судах и определил место для порта и гавани Таганрога.

Всего в 1696 году Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности в тот период стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.

Милена Черненко, 2011
специально для 29feb.ru

Следующая страница: Основание города Бийска

    • Начало   • События в истории   • Деятельность Петра I: постройка военно-морского флота в Воронеже  

   © 29feb.ru, 2009-2012. Високосные годы, 29 февраля, занимательные истории и факты
   При использовании материалов обязательно: указание автора и активная ссылка на сайт 29feb.ru
карта сайта