Високосные годы Личности События Творчество Интересный мир Арт
Кто родился 29 февраля Календари 29 февраля 2020 года Христианство

СобытияСудебник КазимираЧетвёртое путешествие Христофора КолумбаСалемские ведьмы: охота на «дочерей дьявола»Деятельность Петра I: постройка военно-морского флота в ВоронежеОснование города БийскаНевидимые пружины русско-турецкой войны 1853-1856 гг.Сент-Готтардский тоннель: история строительстваДело ХиллмонСоглашение об охоте в Беринговом море, или «Дело о морских котиках»Строительство Панамского канала: как мечта превратилась в реальностьМиноносцы «Стерегущий» и «Решительный»Орловский каторжный централ - рождённый революциейКризис на Ленских приисках в 1912 годуБалканский вопрос: кризис 1912-1913 годовАгадир. Гибель и возрождение города белого цвета
2000
2004
2008

2012
2016

2020
2024
1900
1904
1908
1912
1916
1920
1924

1928
1932
1936
1940
1944
1948

1952
1956
1960
1964
1968
1972

1976
1980
1984
1988
1992
1996
1804
1808
1812
1816
1828
1832
1856
1860
1880
1888
1892
1896
1708
  1756
1762
1784
1792
1796
1692  1504  1528  1468

992

29 февраля 1996 года самолет "Боинг-737" перуанской компании Compania de Aviacion Faucett SA врезался в склон холма в нескольких милях от аэропорта Арекипа (Перу). Все 123 человека на борту погибли.

Миноносцы «Стерегущий» и «Решительный»: героическая страничка из истории Русско-японской войны

Гибель миноносца

С начала 1904 года заметно обострилась международная обстановка: война с Японией с каждым днём приобретала всё более реальные очертания. В тёмную, тихую ночь на 9 февраля (27 января) японскими миноносцами были атакованы шестнадцать основных кораблей Эскадры Тихого океана, находившихся на внешнем рейде города Порт-Артура. Так началась Русско-японская война и служба на боевом посту миноносцев «Стерегущий» и «Решительный». Им часто приходилось вместе отправляться в море в разведку и в дозор, на поиски вражеских кораблей.

Начало разведывательной операции

Активность русской эскадры, в особенности миноносцев, резко увеличилась после того, как в конце февраля 1904 года вице-адмирал С. О. Макаров вступил в командование первым Тихоокеанским флотом. Особое внимание адмирал уделял улучшению службы боевой разведки, в связи с чем были организованы ежедневные выходы кораблей в море. Уже на второй день своего пребывания в должности командующего флотом, Макаров отправил отряд из двух миноносцев — «Стерегущего» и «Решительного», для подробного осмотра побережья островов Блонд и Эллиот. Руководил отрядом Фёдор Эмильевич Боссе, капитан второго ранга, командир боевого судна «Решительный».

Вечером 25 февраля 1904, завершив все необходимые приготовления, миноносцы вышли в море. Им предписывалось под покровом ночи незаметно пройти вдоль побережья, осмотреть все места якорных стоянок, бухты и утром возвратиться обратно. Согласно полученному заданию, при встрече вражеского транспорта или крейсеров русские корабли должны были их атаковать, а с миноносцами неприятеля без особой необходимости в бой не вступать.

Через два часа после отплытия отряда у побережья острова Кеп с «Решительного» были замечены отблески прожектора. Ф.Э. Боссе принял решение атаковать врага и отдал приказ увеличить скорость, в результате чего из дымовых труб вырвались языки пламени. Эти вспышки были зафиксированы сигнальщиками миноносцев противника. Японцы, разделившись на несколько групп, попытались взять обнаруженные корабли в окружение. Тогда Боссе повернул свой отряд к берегу острова Южный Саншантао, в надежде спрятаться в его тени. Этот маневр удался: неприятель, следуя прежним курсом, вскоре потерял миноносцы Порт-артурской эскадры. Командир русского отряда ограничился наблюдением за неприятелем, посчитав их суда авангардом заградительной операции, о возможности которой капитан второго ранга был информирован ещё до выхода в море.

Неравный бой

Миноносец Решительный

Миноносец "Решительный"

Ещё несколько часов русские корабли находились в море, но японцы больше замечены не были. Нужно было возвращаться. Путь на базу занял больше предполагаемого времени из-за неисправности машины на «Стерегущем». На рассвете, уже на подходе к Порт-Артуру, наши эскадренные миноносцы обнаружили четыре новейших неприятельских корабля-«истребителя», шедших им наперехват. Ещё ночью враги пришли на Порт-артурский рейд, чтобы напасть на русские корабли, но никого там не обнаружили и направились обратно.

Ситуация складывалась явно не в пользу русского отряда: наши корабли имели лишь по четыре орудия малого калибра против шести у каждого из вражеских эскадренных миноносцев, а также значительно уступали противнику в скорости — 26 узлов против 31. Применять торпеды обе стороны не могли из-за малой дистанции.

Кавторанг Ф. Э. Боссе, осознав неизбежность неравного сражения, решил с боем пробиваться под защиту Порт-артурских береговых батарей. Командир смело направил свой миноносец на врага и, развив полный ход, начал обстрел японских кораблей. Вслед за «Решительным» открыл по неприятелю огонь и «Стерегущий».

«Решительный» смог повредить два японских корабля и с огромным трудом проскочил через вражеский заслон. Следовавший за ним в кильватере миноносец «Стерегущий» прорывался практически уже сквозь строй под направленным огнём всех кораблей неприятеля. Дистанция была настолько малой, что японцы буквально засыпали наше судно винтовочными пулями.

Миноносец Стерегущий

Миноносец "Стерегущий"

Уже с первых минут сражения «Стерегущий» получил существенные повреждения и начал быстро терять ход. Командир эскадренного миноносца лейтенант А. С. Сергеев был смертельно ранен осколком снаряда и умер от потери крови. «Истребитель врагу не сдавайте!» — таков был последний приказ героического командира.

Несколько попаданий получил также и «Решительный», но хода своего не сбавил. Капитан второго ранга Боссе, тяжело контуженный в бою, принял весьма непростое, но единственно разумное в той ситуации решение — самостоятельно прорываться сквозь кольцо вражеского огня и уходить в Порт-Артур, предоставив второй корабль на волю судьбы. Ведя меткую стрельбу снарядами на оба борта, русский «истребитель» на полном ходу пошёл на прорыв и, повредив два японских военных судна, прорвался под прикрытие Порт-артурских береговых батарей.

Гибель «Стерегущего»

Тем временем вражеские суда пошли на сближение с замедлившим ход «Стремительным». Миноносец ещё вёл ответный огонь, но силы были неравны. В полубак корабля один за другим попали три снаряда, искорёжив и разломив ходовую рубку. В кочегарке вспыхнул пожар. Фок-мачта накренилась и упала на правый борт. Один из вражеских крейсеров, получивший во время сражения 27 попаданий, отступил в доки. Множество повреждений получили и другие японские суда.

Памятник экипажу миноносца Стерегущий

Памятник экипажу миноносца "Стерегущий" в Санкт-Петербурге

Прошло почти два часа, когда на «Стерегущем» смолкло последнее орудие. Борта корабля получили многочисленные пробоины. Вся палуба была усеяна окровавленными телами наших моряков. Поняв, что русский «истребитель» больше не мог защищаться, вражеский флагман приказал взять его на абордаж. Японцы намеревались взять русский миноносец на буксир, чтобы увести его в качестве трофея, но быстро отказались от этой затеи. Из-за многочисленных пробоин корабль постепенно заполнялся водой и, продержавшись на воде ещё немного времени, пошёл ко дну.

По версии лондонского корреспондента газеты «Таймс», который ссылался на «донесение японцев», «Стерегущий» затонул не из-за большого числа повреждений, а якобы после геройского открытия кингстонов двумя оставшимися в живых матросами. Данный эпизод даже получил отражение в памятнике экипажу «Стерегущего», установленному в Санкт-Петербурге. Но это всего лишь красивая легенда, ведь в конструкции миноносцев такого класса кингстонов предусмотрено не было.

Итоги операции

Командир отряда, капитан второго ранга Ф. Э. Боссе, получив в бою тяжёлую контузию, 29 февраля 1904 года был списан на берег для последующего лечения. После сражения в его адрес посыпалось множество упрёков, что он не оказал помощи «Стерегущему» и ушёл из боя. Некоторое время Боссе даже находился под следствием. Но адмирал Макаров, тщательно изучив сложившуюся 26 февраля ситуацию, пришёл к заключению, что все предпринятые командиром «Решительного» действия были правильными. В своём рапорте командующий флотом написал, что выручить «Стерегущий» не представлялось возможным. Если бы корабль Боссе повернул на помощь, то вместо одного судна погибли бы оба.

За проявленный героизм весь экипаж эскадренного миноносца «Стерегущий» получил боевые награды. Фёдор Эмильевич Боссе позднее был удостоен ордена Святого Георгия 4-ой ст. «за прорыв сквозь врага в свой порт». С. О. Макаров, наградив героев, учёл горестные уроки проведённой операции. Временно он приостановил разведывательные рейды миноносцев и стал активно разрабатывать два других варианта их использования: поиск вражеских судов большим отрядом и одиночную дальнюю экспедицию.

Милена Черненко, 2011
специально для 29feb.ru

Следующая страница: Орловский каторжный централ - рождённый революцией

Подробное описание погрузчик вилочный новый в наличии екатеринбург на сайте. | Кирпич Купить по оптовой цене в Белгороде Купить красный кирпич Белгород.

    • Начало   • События в истории   • Миноносцы «Стерегущий» и «Решительный»  
Годы Люди Дела Культура Святое Интересное Страшное Календари Арт
   © 29feb.ru, 2008-2024. Високосные годы, 29 февраля, занимательные истории и факты
   При использовании материалов обязательно: указание автора и активная ссылка на сайт 29feb.ru
контакты
лобби
карта сайта