Високосные годы Личности События Творчество Интересный мир Арт
Кто родился 29 февраля Календари 29 февраля 2020 года Христианство

СобытияСудебник КазимираЧетвёртое путешествие Христофора КолумбаСалемские ведьмы: охота на «дочерей дьявола»Деятельность Петра I: постройка военно-морского флота в ВоронежеОснование города БийскаНевидимые пружины русско-турецкой войны 1853-1856 гг.Сент-Готтардский тоннель: история строительстваДело ХиллмонСоглашение об охоте в Беринговом море, или «Дело о морских котиках»Строительство Панамского канала: как мечта превратилась в реальностьМиноносцы «Стерегущий» и «Решительный»Орловский каторжный централ - рождённый революциейКризис на Ленских приисках в 1912 годуБалканский вопрос: кризис 1912-1913 годовАгадир. Гибель и возрождение города белого цвета
2000
2004
2008

2012
2016

2020
2024
1900
1904
1908
1912
1916
1920
1924

1928
1932
1936
1940
1944
1948

1952
1956
1960
1964
1968
1972

1976
1980
1984
1988
1992
1996
1804
1808
1812
1816
1828
1832
1856
1860
1880
1888
1892
1896
1708
  1756
1762
1784
1792
1796
1692  1504  1528  1468

992

29 февраля 1960 года землетрясение полностью разрушило город Агадир (Марокко). Погибло около 15 тыс. человек. (Третья часть населения Агадира).

Основание города Бийска: вглубь истории

В начале 18 века Пётр I всячески старался укрепить южные границы Российской империи, в связи с чем было принято решение о создании южной укреплённой военной линии. 29 февраля 1708 года Великий Государь издал устный приказ о сооружении Бикатунской крепости.

«Там Бия с Катунью сливается…»

В то время самыми южными укреплёнными точками на сибирской территории были Кузнецкий острог и Томская крепость. Далее простирался неизведанный Алтай, «земля телеутов». В месте слияния рек Катуни и Бии русло только что образовавшейся реки Оби пересекала самая древняя и наезженная дорога, которая вела в Центральную Азию. После переправы тракт раздваивался: по одному пути, ведущему через верховья Иртыша, можно было добраться до Китая, а другой вёл вдоль Катуни и Чуи в монгольские степи. Сегодня его направление полностью совпадает с трассой известного Чуйского тракта. Этими путями двигались не только торговые караваны, но и многочисленные скифские, монгольские, китайские отряды завоевателей, которые своими постоянными набегами тревожили русские границы. Для того, чтобы лишить захватчиков фактора внезапности, необходимо было перекрыть дорогу на север.

Существовала ещё одна весомая причина, по которой планирующаяся крепость просто обязана была располагаться у истоков Оби. По негласным дипломатическим правилам тех времён государство, которое завладело устьями каких-нибудь рек, имело все основания предъявлять свои права на обладание землями, относящимися к их бассейну, вплоть до самых истоков.

Первый Бикатунский оборонительный острог

Строительство Бикатунского острога было завершено в июне 1709 года. Первая крепость была небольшой. Её стены по периметру составляли не более 200 м. Русский гарнизон насчитывал чуть более ста казаков и «служилых людей» при семи небольших пушках.

Через год князь Доухар-зайсан, возглавлявший трёхтысячное джунгаро-телеутское войско, сжёг маленькое Бикатунское укрепление. Взять острог с ходу кочевники не смогли и начали его осаду. Силы были неравными, и через три дня осады джунгарам удалось приблизиться к стенам крепости и поджечь их. На этом завершилась краткая история первой русской опорной крепости в «Телеутской земле».

Новая Бийская крепость — «городу начало»

Но всё же сооружение Бикатунского острога задумывалось Петром Великим как один из этапов грандиозного плана по закреплению за Россией всей территории Обь-Иртышского междуречья. Поэтому к лету 1718 года было завершено возведение новой Бикатунской крепости. Она располагалась уже не на месте сожжённого острога, а в 20 км выше по течению реки Бии. На этот раз это было мощное укрепление, ставшее центральным пунктом пограничной Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. Одним из специалистов, которые контролировали ход строительства крепости, был Иван Ползунов — конструктор первой в мире паровой машины.

Новая крепость была намного больше первого форпоста. По углам её стен располагались деревянные трёхэтажные башни. Внутри размещались часовня, оружейный сарай, пороховой погреб, различные хозяйственные строения. Снаружи укрепление окружал глубокий ров с лёгким мостиком у ворот, который убирался в случае грозившей опасности. Далее шло так называемое «полевое оборонительное ограждение», включающее в себя две линии рогаток и надолб, которые затрудняли подход к крепостному рву и стенам.

В 1768 г., по проекту известного инженера Де Колонга на месте старого деревянного укрепления была возведена мощная кирпичная крепость, считавшаяся на тот момент одной из самых лучших на сибирской земле. С этого времени укреплённый город начал очень быстро развиваться, расти, расширяться, и «перешагнул» на противоположный берег Бии.

Вот уже четвёртое столетие город Бийск продолжает быть воротами России в центрально-азиатский регион. А распахнул эти ворота Пётр I своим Указом от 29 февраля 1708 года.

Милена Черненко, 2010
специально для 29feb.ru

Следующая страница: Невидимые пружины русско-турецкой войны 1853-1856 гг.

    • Начало   • События в истории   • Основание города Бийска  
Годы Люди Дела Культура Святое Интересное Страшное Календари Арт
   © 29feb.ru, 2008-2024. Високосные годы, 29 февраля, занимательные истории и факты
   При использовании материалов обязательно: указание автора и активная ссылка на сайт 29feb.ru
контакты
лобби
карта сайта