Високосные годы Личности События Творчество Интересный мир Арт
Кто родился 29 февраля Календари 29 февраля 2020 года Христианство

Творчество«Немая из Портичи». История шедевраЧарльз Дарвин: кругосветное путешествие на судне «Бигль»А. Апухтин. Жизнь.Мастер оперетты — Имре КальманТеатр-кабаре Летучая мышьДорога к сверхнизким температурамПремия «Оскар» - 1940Премия «Оскар» - 2004
2000
2004
2008

2012
2016

2020
2024
1900
1904
1908
1912
1916
1920
1924

1928
1932
1936
1940
1944
1948

1952
1956
1960
1964
1968
1972

1976
1980
1984
1988
1992
1996
1804
1808
1812
1816
1828
1832
1856
1860
1880
1888
1892
1896
1708
  1756
1762
1784
1792
1796
1692  1504  1528  1468

992

29 февраля 1924 года родился Федор Григорьевич Дьяков, советский живописец и график.

Д. Ф. Обер: «Немая из Портичи». История шедевра

Историческую музыкальную драму известного французского композитора Даниеля Обера «Немая из Портичи» (или «Фенелла») многие специалисты-музыковеды считают первым значимым событием развлекательного театра в жанре оперы. Мировая премьера «Фенеллы» состоялась 29 февраля 1828 в Париже. Это масштабное произведение наряду с такими творениями, как «Роберт-Дьявол», «Еврейка», «Гугеноты», стало началом жанра французской большой оперы и с тех пор является неотъемлемой частью всей европейской культуры. К великому сожалению, в наше время «Немая из Портичи» незаслуженно утратила свою популярность и исполняется редко.

Даниэль Франсуа Эспри Обер

Даниель Франсуа Эспри Обер

Даниель Франсуа Эспри Обер

Имя автора «Фенеллы», Даниэля Франсуа Эспри Обера, присутствует на фронтоне одного из залов Парижской Оперы — Пале Гарнье. И, конечно же, никто не удивится, что имя Обера фигурирует в названиях некоторых парижских улиц и станций метро, потому как в своё время это был самый или один из самых известных композиторов девятнадцатого столетия. Этот талантливый автор сыграл важную роль в развитии развлекательной части французской оперы.

Музыкальные способности маэстро влекли его в сторону театра. В юности Даниэль тяготел к «лёгкому жанру» и сочинил множество произведений в этом стиле. Однако он старался написать и что-нибудь серьёзное, используя при этом художественные приёмы «опера комик». Успешная премьера «Немой из Портичи», состоявшаяся в 1828 году, расширила горизонты творческих возможностей композитора. Дальше последовали такие значимые сочинения, как «Фра-Дьяволо» (1830), «Лесток» (1834), «Бронзовый конь» (1835), «Чёрное домино» (1837), «Озеро фей» (1839), «Бриллианты короны» (1841), «Манон Леско» (1856) и многие другие.

Конечно, у Даниэля Обера была и блистательная карьера. В 1829 году его сделали членом Института Франции. Через 10 лет маэстро стал директором концертов при дворе короля Луи Филиппа, в 1852 году — директором Имперской капеллы, в 1861 — офицером почётного Легиона. Однако, самое главное, что в 1842 году Обер стал директором Парижской консерватории и занимал эту должность вплоть до самой смерти.

Подбор исполнителей для «Немой из Портичи»

Гранд-Опера

Гранд-Опера

Премьера оперы имела ошеломительный успех и привлекала внимание не только своим содержанием, но и определёнными внешними эффектами. В качестве одного из таких эффектов Обер и его драматурги Эжен Скриб и Казимир Делавинь избрали довольно оригинальную трактовку образа главной героини, сделав её немой. Предполагалось пригласить на эту роль известную балерину. Первой такой балериной стала Лиз Нобле, которая блестяще исполнила заглавную партию Фенеллы.

Через короткое время опера стала чрезвычайно популярной не только в Париже, но и во всём мире. Фенеллу исполняли такие талантливые танцовщицы, как Мария Тальони, Фанни Эслер, Розита Маури. Зрителей очень привлекало, что внутри оперы главная женская партия написана для балерины, которая могла здесь и танцевать, и демонстрировать свои таланты в качестве драматической актрисы. Однако, в «Немой из Портичи» есть и виртуозная сольная партия для певицы. Эта партия была создана для Лауры Чинти-Даморо, одной из лучших Россиниевских интерпретаторов. Она была задействована в таких его постановках, как «Вильгельм Телль», «Осада Коринфа», «Граф Ори» и многих других. Специально для неё была написана одна из главных партий в «Роберте-Дьяволе» Мейербера. Даниель Франсуа Обер поручил ей впоследствии роль прекрасной Анжелы в «Чёрном домино».

Постановка оперы «Немая из Портичи» (V акт)

Постановка оперы "Немая из Портичи" (V акт)

Роль главного поющего героя этой оперы, неаполитанского рыбака Мазаньелло, исполнял Адольф Нурри — один из выдающихся певцов, который заложил основы искусства тенорового пения. Он принимал участие во многих постановках известных опер и был легендой того времени. Партию Пьетро, являющегося второй главной мужской фигурой в «Немой из Портичи», пел на премьере баритон Анри-Бернар Дабади, также известный Россиниевский исполнитель. Впоследствии он продолжил свою успешную карьеру в Миланской «Ла Скале», где стал первым исполнителем роли сержанта Белькоре в «Любовном напитке» Доницетти.

Несомненно, что «Фенелла» Обера имела сенсационный успех во многом и потому, что главные партии в ней исполняли такие талантливые и именитые артисты. От их исполнения зависел суммарный эффект всей театральной постановки. Только поистине великие и значимые исполнители, принёсшие с собой всю энергию многогранного таланта, смогли сделать «Немую из Портичи» по-настоящему взрывным произведением.

Мировой успех

Афиша постановки оперы «Немая из Портичи» (V акт)

Афиша постановки "Немая из Портичи"

После успешной премьеры в Париже «Фенелла» появилась в том же 1828 году в Германии, в Рудольштадте. В Антверпене она была поставлена в 1829 году. В России опера появилась сначала на итальянском языке в 1834 году, а в 1858 её поставили на русском. «Немая из Портичи» триумфально шествовала по многим городам и странам и дожила приблизительно до двадцатых годов XX века, но позже практически полностью перестала появляться на сценах театров. В 1953 году театральные постановки были возобновлены в берлинской «Штаатсопер», а в 1982 году спектакль частично перенесли в Висбаден.

Интересно, что это произведение маэстро Обера высоко ценил выдающийся немецкий композитор Вагнер. В своих работах о музыкальной жизни он отмечал, что в «Немой из Портичи» присутствуют собственные интересные мелодии, смешанные с силой и грацией, героизмом и деликатностью. Вагнер считал, что самобытная музыка автора воплощает последнюю историю французской нации, имея в виду рыбацкое восстание в XVII веке, которое являлось намёком на Французскую революцию.

В истории театральных постановок оперы «Фенелла» особо выделяется 1830 год, когда произведение было поставлено на брюссельской сцене. Спектакль послужил сигналом к началу активной борьбы бельгийцев против нидерландских оккупантов. Многие люди устремились тогда на баррикады. Этот факт прибавил особого характера существующей легенде вокруг оперы «Немая из Портичи».

Милена Черненко, 2011
специально для 29feb.ru

Следующая страница: Чарльз Дарвин: кругосветное путешествие на судне «Бигль»

    • Начало   • Культура, творчество, наука   • «Немая из Портичи». История шедевра  
Годы Люди Дела Культура Святое Интересное Страшное Календари Арт
   © 29feb.ru, 2008-2024. Високосные годы, 29 февраля, занимательные истории и факты
   При использовании материалов обязательно: указание автора и активная ссылка на сайт 29feb.ru
контакты
лобби
карта сайта